Skip to content

Операция «рейд», или история одной любви георгий санников

По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар": Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку " " перед словом или перед выражением в скобках.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Запорожские гетманы не раз возглавляли народные восстания против захватчиков и оккупантов. Он по праву принадлежит к выдающимся полководцам, ди-пломатам и политикам XVII века. Та часть Украины, где родился и сформировался Хмельницкий, входила тогда в Речь Посполитую.

Он был образованным человеком. Владел польским и турецким языками. Знал латынь, а стало быть, ему была знакома мировая история тех времен, с которой мог познакомиться только тот, кто владел латы-нью.

До короля неоднократно доходили доносы польской шляхты о зреющем в недрах казацкой верхушки восстании. Но как можно было верить доносам, если в русско-польской войне г. Все попытки Хмельницкого добиться для казацкой верхушки старшины равных прав с польской шляхтой, за благополучие и богатства которой украинские казаки про-ливали кровь и тысячами гибли на поле брани, успеха не имели.

Сложившиеся отношения в обществе, взаимная вражда между поляками, украинцами, русскими, евреями, между богатой казацкой старшиной и казацкой голытьбой, между униатами и православными, вообще между богатыми и бедными были настолько слож-ными, что привели к социальному взрыву. И как закваска в тесте, как мощный катали-затор, всегда бурлящая вольница — Запорожская Сечь. По административным делам или по вызову короля Богдан часто наведывался в Варша-ву. В одну из таких поездок на имение Хмельницких неожиданно напал сосед-шляхтич со своим отрядом и разграбил имущество Богдана.

У давно овдовевшего Богдана бы-ла любимая женщина, на которой он со временем собирался жениться. Напавший на имение шляхтич силой увел женщину с собой, сделав ее наложницей.

Бросившегося на помощь летнего сына Богдана поляки запороли насмерть плетьми. Польский суд от-верг все жалобы Хмельницкого.

Не помог и король, к которому обращался Хмельниц-кий. Вот тогда-то Богдан и объявил близкому своему окружению о вооруженном вы-ступлении против Польши. Не успел он обратиться с призывом к народу, как был по доносу арестован, но сумел бежать в Сечь, где его восторженно приняли и избрали гетманом. В последовавших сражениях войско Богдана неоднократно одерживало победы.

Восставшие беспощадно расправлялись с ненавистными им поляками, жгли их поместья. Всеохватывающему и самому большому по числу участников и продолжительности восстанию года под руководством Богдана Хмельницкого предшествовал целый ряд менее значительных, но достаточно грозных казацких мятежей. Реки польской крови текли по украинской земле. Безусловно, Хмельницкий мог добиться полного уничтожения польского войска, но он думал о будущем своего народа и знал, что поляки никогда не оставят Украину в покое, не простят ему своих военных поражений.

Хмельницкому был нужен надежный и сильный союзник. Таким союзником могла стать только Москва. Поэтому он тайно обратился к Москве с просьбой принять Украину под власть русского царя и оказать военную помощь. Москва не прореагировала на обращение Хмельницкого.

Восставшие продолжали сражаться, и вновь поляки понесли поражение. Победа Хмельницкого над Польшей продемонстрировала всему тогдашнему цивилизованному миру, что на Вос-токе Европы возникает новое государственное образование. Однако и войско Богдана вскоре терпит сокрушительное поражение от поляков. Встревоженный Рим и католиче-ская Европа поддерживали Польшу. Ради сохранения свой власти на Украине Богдан был вынужден присягнуть польскому королю.

Он не желал больше крови. Он был готов на любые жертвы, лишь бы добиться автономии в составе Речи Посполитой. Он вновь тайно посылает своих представителей в Москву с такой же просьбой — стать подданным русского православного царя и получить военную помощь. И вновь Москва промолчала. Для Богдана обращение к Москве было вынужденным.

Только одну цель преследовал гетман — получение максимальной автономии для Украины. Если бы в ту пору поляки сумели изменить свою отношение к украинцам, дать минимальные льготы казачеству, прекратить преследование православной церкви, снизить планку жестокой эксплуата-ции крестьянства, отдал бы Богдан себя под власть польской короны. Возмущенные поляки отвергли эти условия, и вновь начались битвы между восставшими и поляками.

Они шли несколько лет с переменным успехом. Богдан понимал, что обескровленная и экономически ослабленная войной Украина может лишиться завоеванной ею, пусть и формальной, видимой, по сути нереальной, но все же автономии в составе Речи Посполитой. Правителем в этом иллюзорном, но в какой-то степени все же суверенном государственном образовании стал бы Богдан Хмельницкий. Поляки продолжали притеснять украинских крестьян и не пустили представителя Хмельницкого, митрополита православного киевского в польский сейм.

И вновь кровавая сеча. На сей раз сражение проигрывает Хмельницкий. Он соглашается на унизительный мир, просит извинения у польского короля, лишь бы сохранить свою власть. Тяжело с позиций сегодняшнего дня давать оценку действиям Москвы. Почему она не-сколько лет затягивала ответ Богдану Хмельницкому, не оказывала ему помощи?

И свои междоусобицы и заботы… И своя экономическая слабость. И еще что-то, что никогда не станет нам известным… Не исключено, что русский царь мог сознательно выжидать, когда не только украинские, но и московские враги - Польша и Крымское ханство, ослабнут в беспрерывных сечах, и Украина, как созревшее яблоко, сама упадет в корзину зарождающейся Московской империи.

Может быть, это был тон-ко продуманный дипломатический ход московских дьяков из Посольского приказа? А может быть, стороны просто не понимали до конца друг друга? Тот же русский историк В. Массовый исход населения толкнул Богдана на отчаянный поступок. Он третий раз обращается к царю и недвусмысленно намекает, что будет вынужден обра-титься к своим давнишним союзникам в борьбе против Речи Посполитой в го-дах — турецкому султану и крымскому хану.

Москва поняла скрытую угрозу. Такие союзы опасны — запорожцы с татарами могли и города русские пожечь. Настал благоприятный момент для обеих сторон, и в январе года в Переяславле перед казацкой Радой и московскими посланцами Хмельницкий, передавая царю грамоты, сказал: Мы собрали сегодня… Раду, чтобы вы избрали из четырех государей себе государя.

Первый — царь турецкий…; второй — хан крымский…; третий — король польский; четвертый — православный Великой Руси царь восточный. Турецкий хан — басурман… Крымский хан тоже басурман.

Мы по нужде свели с ним, было, дружбу, и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснении от польских панов и вспоминать не надобно. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия; мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царскою милостью.

Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки мы не найдем благоотличнейшего пристанища, а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: По свидетельству историков казацкая старшина громко в голос приветствовала речь Богдана.

И крик старшины, как зов, был подхвачен многотысячной толпой казаков и простого народа, собравшегося вокруг церкви, где происходило историческое действо, и, казалось, достигло самого неба: Москва расширила владения на Запад, получив под свое влияние огромную территорию, и ос-тановила процесс продвижения католицизма на Восток. Украина получила передышку и избежала своего полного уничтожения католической Польшей. Хмельницкий не был доволен складывавшейся в Украине ситуацией, и, скрывая свои намерения от Москвы, продолжал искать новых союзников, нащупывая диплома-тические пути к укреплению государственности Украины.

Гетман вел сложную и опас-ную политическую игру… Через год после Переяславской Рады Швеция напала на Польшу. Хмельницкий был уверен в победе шведов и тут же вступил в тайный сговор со шведским королем о пре-доставлении Украине устойчивой самостоятельности после разгрома Речи Посполитой. В той сложной политической обстановке Москва тоже не очень-то доверяла своему но-вому подданному и союзнику и вела свою дипломатическую игру. Борьба за Украину то затихала, то вспыхивала с новой силой… Хмельницкий всегда опасался сближения Москвы с Варшавой, и ему приходилось ла-вировать между Россией, Речью Посполитой и Швецией.

Что бы там ни было, но имен-но союз с Москвой, не смотря ни на что, он считал самым перспективным… Многолетняя русско-польская война в поддержку Хмельницкого, начавшаяся в го-ду, закончилась подписанием в году Андрусовского перемирия. По утверждению украинского историка канадского происхождения Ореста Субтельного, Москва и Вар-шава, договариваясь об условиях этого мира, даже не посоветовались с украинской сто-роной. Это вызвало недовольство казацкой верхушки — старшины.

Относительно деликатного вопроса о Киеве решили, что город еще на два года остается под властью московитов, а позже будет возвращен полякам.

Москва так и не вы-полнила этого пункта, постоянно удерживая Киев. Необозримые, фактически безлюд-ные земли запорожцев переходили под двойное польско-московское управление и должны были служить буфером против набегов татар.

В то время как обе стороны были довольны этим соглашением, для украинцев оно стало страшной политической катастрофой. Если Хмельницкому и Выговскому укр. Возвращение Правобережья шляхте и укрепляющееся убеждение в том, что Москва грубо нарушила взятые ею в году по Переяславской Раде — авт.

Россия в ответ на это увеличила свои гарнизоны в украинских городах; запретила без ведома Москвы избирать казаками нового гетмана; вести дипломатические переговоры и уста-навливать контакты на любом уровне с представителями других государств.

Эти шаги московского царя привели к новым конфликтам… Сменялись гетманы… Одни из них принимали сторону Варшавы, другие с надеждой смотрели в сторону Москвы. Гетманы Левобережной Украины промосковской вели политику укрепления своей власти и государственности, стремясь добиться большей самостоятельности. Москва однозначно реагировала на это ссылкой в Сибирь… Гетман Правобережной Украины пропольской Дорошенко все же добился признания ее суве-ренности и был хитрой Варшавой провозглашен гетманом всей Украины.

Россия продолжала укреплять свое влияние в Украине, пробивала путь к черному морю. Османская империя не хотела терять свои позиции в Украине. Сломленный Стамбул признал вхождение Левобережной Украины в состав Российско-го государства.

Москве отходит Левобережье и Запорожье. Под власть турецкого сул-тана попадает Подолье. Доставшееся Польше после разбойного дележа Правобережье было полностью опусто-шено беспрерывными войнами и обезлюдело.

Украинские крестьяне тысячами уходили через Днепр в Левобережную Украину, где мощная Россия обеспечивала защиту от не-навистных турок и ляхов… Особое место в истории Украины принадлежит Ивану Мазепе.

Это был выдающийся государственный деятель казацкой Украины. По тем временам его следует отнести к образованнейшим умам Европы. Получив образование на Западе, он владел нескольки-ми иностранными языками, слыл знатоком искусства и военного дела. Тончайший по-литик и дипломат, он поднял авторитет гетманской власти и сумел так обаять Москву, что в году царь Петр дал Мазепе высшую награду Державы Российской — Орден Андрея Первозванного. Мазепа был вторым награжденным этим Орденом в го-сударстве Российском.

Петр высоко ценил дипломатический и военный талант Мазепы и постоянно пользовался его помощью и советами во время своих знаменитых Азовских походов против Турции. Гетман стал близким другом и советником русского царя в сложных отношениях между Москвой и Польшей. Мазепа пользовался у Петра абсолютным доверием, казалось, имел прочные отношения с Москвой и был предельно откровенен с царем.

Он был нужен русскому царю как надежный политический союзник. За поддержку Москвы Мазепа щедро награждался русским царем земельными наделами, что являлось наилучшим показателем дружеских отношений между Петром и Мазепой при известном современникам рачительном отношении русского царя к государственной казне и его скаредности.

Со временем Мазепа стал одним из богатейших людей Европы. Слыл широкой души меценатом. Покровительствовал развитию образования, науки, искусств, строительства.

Денег на это не жалел. В Северной войне Петра за выход России к Балтийскому морю активное участие при-нимали казачьи полки Мазепы и в ходе ожесточенных боев со шведами понесли боль-шие потери. Казаки открыто выражали недовольство результатами боевых действий и своим гетманом — верным слугой Петра. Известно, что русский царь был славен безжа-лостным отношением не только к потерям союзников, но, прежде всего, и к своему русскому воинству.

Во имя достижения победы он не считался ни с чем, в том числе и с людскими потерями. Недовольство в казачьих полках находило полную поддержку у жителей Украины, которые по договоренности между Мазепой и Петром были обязаны содержать русские войска и строить военные укрепления и дороги.

Мазепа все больше убеждался в том, что проводимые Петром реформы не будут спо-собствовать развитию государственной автономии пока подвластной ему Украины. Стареющего гетмана обуревали сомнения в целесообразности сохранения дружбы с русским царем.

Поэтому на неожиданно поступившее по тайным каналам предложение польского короля включить Украину в Польско-Литовскую федерацию Мазепа ответил согласием. При этом он исходил из того, что в этот период Речь Посполита была союз-ником шведов.

Мазепа был в восторге от уже прославившегося военными успехами со-всем юного шведского короля Карла XII, который казался ему непобедимым и более выгодным союзником в вопросе создания суверенного украинского государства.

Вер-ные гетману казачьи полки вошли в состав шведской армии, которая быстрым маршем двигалась на сближение с войсками Петра через территорию сытой и богатой провиан-том и фуражом Украины, используя ее как плацдарм для планируемого захвата Москвы.

Наверное, Мазепа рассчитывал на то, что победившая Москву Швеция далека от захва-ченных ею земель, а соседка-Москва побоится тронуть защищаемую Швецией и Речью Посполитой гетманскую Украину, которая в качестве буферного государства для новых союзников гетмана будет сдерживать Россию от движения на Запад и Север. На-деялся Мазепа и на свой изворотливый ум и богатый дипломатический, военный и жизненный опыт, явно превосходивший молодого шведского короля.

Мазепа призвал народ Украины подняться на борьбу против России и был уверен, что широкие массы крестьянства сразу же поддержат его. Полной неожиданность для гет-мана явился отказ народа Украины воевать против русской армии.

Однако Мазепу час-тично поддержала Запорожская Сечь. Казаки были уверены, что вышколенная на евро-пейский лад и хорошо вооруженная армия шведов быстро расправится с русскими, и они смогут выторговать у короля особые льготы для запорожского казачества.

В битве под Полтавой летом года шведы были разбиты наголову и обращены в бегство. Почти все генералы ранее непобедимой шведской армии попали в плен к рус-ским. Мазепа и его новый сюзерен Карл XII с верными гетману казаками бежали в Молдавию под защиту старого врага Москвы турецкого султана, где вскоре Мазепа умер.

За предательство своего в прошлом верного друга, союзника и помощника Петр сравнял с землей гетманскую столицу Батурин, истребив там все живое. Была разруше-на Запорожская Сечь. Все сторонники и сподвижники Мазепы были сосланы в Сибирь. Часть их была казнена… Остатки бежавших в Молдавию запорожских казаков избрали своим гетманом бывшего при Мазепе генеральным писарем знаменитого своей образо-ванностью и грамотностью Филиппа Орлика. Этот договор между старшиной и запорожцами позже стал называться Конституцией Пилипа Орлика.

Документ в те времена не имел аналогов в мире, утверждал последовательность, единство трех составных частей власти правового общества: Не менее знаменитым оказался и сын Пилипа — Грегор Орлик Навечно осталось в истории Правобережной Украины движение гайдамаков.

Отряды гайдамаков вели партизанскую войну против польских магнатов и шляхты, защищая веру православную и право крестьян на свою землю. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 февраля года. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Санников. Статьи без ссылок на источники с февраля года Википедия: Статьи без источников тип: Пространства имён Статья Обсуждение.

Наука в истории общества Дж. Бернал

Наука в истории общества Главная История История науки и техники. Введите число с картинки: Издательство иностранной литературы, г. В предлагаемой читателю новой работе предпринята попытка исследовать историю взаимоотношений между развитием науки и техники и развитием общества от зарождения науки до наших дней.

Автором нарисована широкая и достоверная картина прогрессирующего познания наукой действительности, возрастающие роль и значение науки в обществе. Возникновение и отличительные особенности науки.

Наука в древнем мире. Наука в эпоху веры. Наука в наше время. Наука в истории общества разное Издательство иностранной литературы, г. В предлагаемой читателю новой работе предпринята попытка исследовать историю взаимоотношений между развитием науки и техники и развитием общ Роль науки и техники в истории человечества. Наука и техника в античном мире. Наука и техника в средние века. Глубокая перестройка российского общества не могла не отразиться на состоянии российской науки.

Сейчас требуется ее… — URSS, формат: Сейчас требуется ее… — Либроком, формат: Это приводит к ошибкам в принятии решений как на индивидуальном… — Страта, формат: Наука о богатстве Мы часто обращаем внимание только на ближайшие и явные последствия наших действий и упускаем неочевидные, которые наступают позже. Свердлов Генезис и структура феодального общества в Древней Руси В монографии рассматривается центральная проблема истории Древней Руси - процесс генезиса феодализма.

На основе комплексного использования письменных источниковс широким привлечением лингвистических… — Наука. Том 5 Очередной том "Вестника истории, литературы, искусства" включает статьи, освещающие новые открытия в археологии Месопотамии, сарматской культуры и средневековой Москвы, проблемы истории, архитектуры… — Наука, Собрание, формат: Вестник истории, литературы, искусства альманах Подробнее Фильмы Советский Дом на Фридрихштрассе.

Экспорт словарей на сайты , сделанные на PHP,. Пометить текст и поделиться Искать во всех словарях Искать в переводах Искать в Интернете. Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка: Наука в истории общества. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.

Наука, культура, менталитет России нового и новейшего времени. В настоящий сборник, посвященный летию известного историка В. И Паранойя Патопсихология, клиническая психология Зейгарник zeigb01 Блейхер Клиническая патопсихология.

М Курс лекции по клинической психологии Общая психопатология. А Психозы, деменции Дементирующие процессы головного мозга. П Острые эндогенные психозы. Ф Програмно-целевое обслуживание пациентов с психозами. А Психопатии, расстройства личности Астенические состояния. Г Психофармакология Основы психофармакотерапии. Н Принципы и практика психофармакотерапии. А Фармакотерапия в неврологии и психиатрии. Д Словари, справочники Словарь по клинической психологии Социальная психиатрия Социальная психиатрия с основами медико-социальной экспертизы и реабилитологии.

М Судебная психиатрия Суицидология Клиническая суицидология. Н Философская психиатрия Авитальная активность.

История упадка. Почему у Прибалтики не получилось Александр Носович

Оттуда эмигрировал каждый пятый житель и мечтает уехать абсолютное большинство молодежи. Уровень зарплат по сравнению с аналогичными показателями в Скандинавии — ниже почти в 5 раз.

Жить там незачем, и многие люди уже перестают связывать свое будущее с этими странами. Самая популярная прибалтийская шутка: Философия гостеприимства Four Seasons: Качество, сервис, культура и бренд. Изадор Шарп — выходец из бедной семьи иммигрантов, основатель, председатель совета директоров и генеральный директор Four Seasons, одной из лучших в мире гостиничных сетей, известной непревзойденным уровнем сервиса.

Эта книга не просто история о пути от бедности к богатству, она о блестящем лидере, у которого есть все, чтобы вести за собой: Вы узнаете не только о том, как организовать гостиничный бизнес или создать отличный бренд, — вы узнаете, чего может добиться любая компания, стремясь к непревзойденному совершенству. Интерес к сталинской эпохе отечественной истории в нашем обществе остается неизменно высоким, в том числе к экономике этой эпохи.

В книге доктора экономических наук В. Катасонова — одного из ведущих экономистов современной России — раскрывается суть сталинской экономики, показывается ее уникальный характер не только по сравнению с экономиками других стран, но также экономикой СССР раннего и позднего периодов. Автор прорывает заговор молчания вокруг этой темы, дает подробное описание таких элементов сталинской модели экономики, как централизованное управление и планирование, одноуровневая банковская система, двухконтурное денежное обращение, государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия, противозатратный механизм, общественные фонды потребления и т.

На Запад, в Европу, в глобальную экономику, открытое общество, свободный мир. Была поставлена стратегическая цель на интеграцию, объединение, позитив. В реальности же стратегической целью балтийских стран стало отрицание и разделение: В рамках возвращения на магистральный путь развития в Прибалтике отказались от всего, что ассоциировалось с отказом от этого магистрального пути. От ближайшего прошлого, от индустриального наследия, от связей на востоке, от своих русских сограждан.

Что ещё важнее, по мере этого отрицания и размежевания в общественно-политической жизни Литвы, Латвии и Эстонии стали доминировать особенности, вовсе не свойственные тем самым, заветным Европе, открытому обществу и свободному миру. Крупнейший теоретик открытого общества австрийский философ Карл Поппер одной из его характерных черт называл честность.

Свобода слова, демократия и равноправие в открытых обществах качественно снижают пространство для лжи и пропаганды в социальных отношениях. Но в странах Балтии дела со свободой слова, демократией и равноправием обстоят не лучшим образом: Поэтому и ложь в общественной жизни балтийских государств присутствует в таких объемах, которые невозможны не только в идеальном открытом обществе, но и в реальных западных странах, которым, при всем многообразии существующих там проблем, всё-таки далеко до прибалтийского уровня лицемерия.

Страны Балтии после восстановления независимости — это отличное доказательство того, что не только семью, но и государство нельзя начинать с обмана: Потому что постсоветские Литва, Латвия и Эстония были построены именно на фундаменте оруэлловской лжи. Эта изначальная краеугольная ложь оправдала всё последующее: Глядя на то, как сейчас секретари парткомов и преподаватели научного коммунизма и истории КПСС с трибуны Европарламента призывают приравнять коммунизм к нацизму, начинаешь осознавать, что патологическое лицемерие балтийских деятелей — это и есть фундамент национально-государственного строительства новых Литвы, Латвии и Эстонии.

В условиях идеально двухобщинных обществ балтийские республики строятся как национальные государства — на основе этнического национализма. Эталоном экономического развития провозглашают себя страны, пустившие свою промышленность на металлолом, подорвавшие сельское хозяйство и транзит последовательным разрывом внешнеэкономических связей и пережившие в итоге такой экономический кризис, какой не переживали в это время нигде в мире.

И в этой связи история упадка Литвы, Латвии и Эстонии неожиданно становится очень позитивной историей. Если рассматривать её в контексте всемирной истории.

Настоящая Прибалтика — это не история успеха. Увядания, старения, дряхления и массового исхода трудоспособного населения. Это проявляется во всём: За время, прошедшее между сдачей рукописи книги в печать и её публикацией, произошли события, которые только подтвердили главную мысль этой работы: Упорная поддержка властями Литвы, Латвии и Эстонии санкций против России нанесла тяжелый удар по транспортно-логистической отрасли этих стран.

От ответных санкций России страдают производители сельскохозяйственной продукции стран Балтии, но политическое руководство этих стран Литвы, прежде всего сознательно идет на уничтожение своей аграрной промышленности, только усиливая градус антироссийской риторики на международной арене.

В Латвии сбылась многолетняя мечта местных националистов: Этим Латвия тоже обязана по мере сил пытающимся бороться с Россией местным политикам. Наконец, во всех трех странах продолжается не останавливающаяся эмиграция населения. Без анализа роли балтийских стран как буферной зоны, разделяющей Россию и Запад, трудно понять, как и почему Прибалтика превратилась в задворки Европы. Кроме того, всегда нужно помнить, что Литва, Латвия и Эстония — это три разные страны, находящиеся в одном регионе и имеющие схожую историческую судьбу.

История государственного управления и государственной службы в россии м. в. ежов, г. в. ежова

Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Я в последнее время часто сталкиваюсь с проблемой: Я снова в релакс-режиме: Начало месяца - время собирать камни - "книжные камни". Для регистрации на BookMix. Главная Образование и наука История История государственного управления и государственной службы России Купить в магазинах: Подробнее об акции [x].

Я читал эту книгу. Рецензии Отзывы Цитаты Где купить. Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации. Ежова можно приобрести или скачать: Заметка в блоге Любимые писатели.

Владимир Набоков Я в последнее время часто сталкиваюсь с проблемой: Посмотреть другие результаты поиска. Посмотреть другие готовые работы. Спасибо, ваше сообщение отправлено В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками выполнения заказа. Заказать работу Обсудить цену и условия. Отзывы , авторы , цены и гарантии. Изложены проблемы, связанные с реформами государственного управления, эволюцией структуры государственного аппарата, особенностями управления национальными регионами.

Данное учебное пособие может быть полезным не только для студентов, но и преподавателей гуманитарных дисциплин, а также всех тех, кто интересуется отечественной историей. В России никогда не было, нет и не будет рациональной бюрократии. Понятие государственной службы и ее виды Государственное и муниципальное управление. Этический кодекс государственного служащего Государственное и муниципальное управление.

Бюрократия в России Государственное управление.

Свет Кайлаша. История Шанг-Шунга и Тибета. Том 1. Ранний период Чогьял Намкай Норбу

Позиции бонской культуры были сильны, и тибетские цари, считая, что этот факт препятствует им обрести могущество, пытались разрушить Бон различными путями. Именно по этой причине Сонгцен Гампо развивал новую культуру посредством связей с Индией и Китаем и приветствовал пришествие буддизма.

Таким образом влияние Шанг-Шунга было преодолено. Ринпоче, в своих книгах вы говорите, что источником тибетской культуры является царство Шанг-Шунг. Однако в наше время все тибетцы думают и говорят, что наша культура и обычаи очень тесно связаны с буддийской религией. Когда вы говорите, что истоки тибетской культуры лежат в Шанг-Шунге, вы имеете в виду ту культуру, которую мы имеем сегодня или вы имеете в виду нечто другое?

Все аспекты нашей нынешней культуры, даже если они пришли из Шанг-Шунга, на протяжении своего развития, безусловно, претерпели некоторые изменения. Взять, к примеру, медицину, которая пришла из Шанг-Шунга. На протяжении многих веков, объединяясь с медицинскими знаниями Индии, Китая и других стран, тибетская медицина сильно преобразовалась. То же самое происходило не только с медициной, другие аспекты нашей культуры развивались похожим образом.

Появилась тибетская религия и культура, но все равно не стоит принижать значение древней культуры. Тем не менее, является ли та тибетская культура, какую мы имеем сейчас, продолжением культуры Шанг-Шунга? Первоначальным источником тибетской культуры был Шанг-Шунг. Тонми Самбхота упростил эту грамматику, оставив лишь пять падежей. Ринпоче, вы практик буддизма и, прежде всего, практик Дзогчен.

Какова причина вашего интереса к Дзогчен? Причина моего особого интереса к Дзогчен в том, что я встретил своего учителя, который был учителем Дзогчен. Получив от него учения, я понял, что Дзогчен является сущностью всех сутр и тантр, всех учений Будды.

Дзогчен — это вовсе не что-то относящееся к Бону. Однако проводя исследование [древней тибетской] истории, я узнал, что учение Дзогчен существовало и в Боне. Это так называемая линия Шанг-Шунг Ньенгью, чье существование имеет историческое доказательство.

В этой передаче есть объяснение Дзогчен в двенадцати строфах, которые ясно излагают воззрение, медитацию, поведение и плод, имеющие по три аспекта. Это учение произошло от бонского учителя Нангшера Лопо, который был учителем царя Лигминча, последнего царя Шанг Шунга.

Однако немного позднее Сонгцен Гампо заболел. Эти события описаны в документах Дуньхуана. Сонгцен Гампо страдал от нервной болезни, и ни один доктор не мог его излечить. Бонпо из Шанг-Шунга сказали Сонгцену Гампо: Тогда Сонгцен Гампо послал своих придворных на поиски Нангшера Лопо.

Найдя его, они пригласили его [ко двору Сонгцена Гампо], где тот провел ритуал, после которого Сонгцен Гампо исцелился от болезни. После своего выздоровления Сонгцен Гампо в благодарность даровал бонпо земли, где в наше время расположен монастырь Мери в Цанге, чтобы они могли оставаться там, сколько пожелают. Бонпо, обитавшие в других местах, иногда изгонялись в какие-то другие места. Нангшер Лопо держал передачу этих учений Дзогчен, но до него не существовало письменного учения Дзогчен. В наше время когда учителя записывают какие-то учения, они называют их Ньенгью [устная передача].

Но Ньенгью в Дзогчен состоит всего из нескольких слов, которые не записываются, а передаются человеку устно. В периоды социальных беспорядков, когда тексты и прочее были запрещены, Ньенгью продолжали существовать.

В очень древних текстах Дзогчен говорится, что всего было явлено двенадцать учителей Дзогчен, последним из которых был Будда Шакьямуни. Одиннадцать учителей, существовавшие до него, являлись в очень древние времена. Во времена Гараба Дордже от этих одиннадцати учителей не осталось никаких учений, ни одного текста Дзогчен.

Остались только Ньенгью, и Гараб передал их снова. Объясняя воззрение Дзогчен, даже в наши дни мы учим этим Ньенгью. В одной из своих книг рассуждая на тему того, относится ли Дзогчен к Бону или Ньингма, вы написали, что практика Дзогчен не ограничивается Боном или Ньингма, а существует во всех школах [тибетского буддизма]. Каковы причины для такого утверждения?

Если мы по-настоящему изучим принцип Дзогчен, то поймем, что Дзогчен не является духовной традицией. Нет никакого другого Дзогчен, кроме этого. Но в нашем мире мы всему даем названия: Не воспринимая вещи в целом, мы их разделяем.

Дзогчен — это суть и конечная цель всех буддийских традиций. В текстах Дзогчен [говорится о существовании] двенадцати [изначальных] учителей Дзогчен, первым из которых был Тонпа Нангва Тампа, появившийся в эпоху совершенства. Эта тантра все еще существует в наши дни, но когда мы читаем ее, нам не так легко понять ее содержание.

Однако, к этой тантре существует комментарий, написанный Вималамитрой. Пока я жил в Тибете, мне не попадался этот комментарий, но, уехав за границу, я узнал, что его подлинная копия хранится в библиотеке Пятого Далай-ламы в Дрепунге.

Они настойчиво обращались к местным властям с просьбой дать разрешение упорядочить эти тексты. Получив разрешение, они составили список имевшихся текстов, который выслали мне. У меня были друзья в научном колледже, и я попросил их сделать копию текста и прислать мне.

Но они ответили, что делать копии текстов запрещено, а получить разрешение они не смогут. Я сказал им, что мне непременно нужна эта копия и попросил сделать все, что было в их силах.

В конечном счете, они смогли сделать копию и прислали ее мне. Текст был рукописным, его было трудно прочесть, и в нем было много ошибок. Я работал над ним три года, проверяя и редактируя, и теперь он есть у меня в электронном виде. В школе Ньингма представлены девять духовных колесниц. Крия-тантра, Убхая-тантра и Йога-тантра и трех внутренних тантр: Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога.

Вместо шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв первые три таковы: В мирских путях людей и богов собраны всевозможные духовные пути, но, как говорится в этой тантре, их самая сущность и конечная цель — это Дзогчен. Поэтому Дзогчен — это сущность всех духовных путей. Как в наши дни обстоит дело с поддержкой, сохранением и распространением учения Дзогчен внутри и за пределами Тибета?

В наше время в области Амдо есть много лам, которые являются практиками Дзогчен и хорошо образованы. За пределами Тибета также есть много кхенпо и лам с опытом и реализацией. Так что состояние учения Дзогчен прекрасное.

Что касается меня, поскольку Дзогчен является сущностью всех духовных учений, на Западе я [передаю] его всем, кто интересуется духовными вопросами. Преимущества этой практики не ограничиваются духовной сферой, распространяясь также в целом и на светскую жизнь.

В отношении фундаментального принципа воззрения и медитации, Дзогчен известен как состояние, свободное от ограничений и пристрастий.

Давайте пока оставим тему духовного аспекта в стороне и возьмем, к примеру, обычную жизнь. Даже в отдельно взятой стране возникает множество социальных конфликтов, противостояний между политическими партиями и так далее.

Таким образом Дзогчен мог бы помочь всем. Обычно я стараюсь объяснять это людям как можно чаще. Общество и поколения внутри и за пределами Тибета заметно меняются. Как вы считаете, каково положение культуры и, в особенности, языка на сегодняшний день, а также на что мы, как тибетцы, должны обратить пристальное внимание? Я очень надеюсь, и это очень важно, что люди в Тибете и за его пределами — ученые и другие — смогут продемонстрировать даты древнего происхождения тибетской культуры и истории.

Согласно этим расчетам, в этом году пошел год с тех пор, как появилась тибетская культура. Все тибетцы должны изучить это, иначе им нечего будет сказать тем людям, которые говорят, что история Тибета насчитывает [лишь] лет и полагается на Индию или Китай. Прошло почти лет с момента появления тибетской культуры. Китайская культура считается невероятно древней, но их истории не больше лет. А это приблизительно равно времени нашей истории.

Поэтому люди, которые это понимают, начнут думать: Я очень надеюсь, что так произойдет. Изучает ли человек [тибетское] буддийское учение или [тибетскую] историю, ему необходима основа в виде [знания] тибетского языка. Принимая во внимание положение тибетского общества на сегодняшний день, как вы думаете, достаточно ли того, что делается сегодня в направлении сохранения тибетского языка или следует предпринять что-то еще? Если да, то, что именно следует предпринять?

Прошло почти два года с тех пор, как я впервые услышал несколько [современных] тибетских песен, пока пребывал на острове Тенерифе.

В одной из них говорилось: Обычно я никогда не слушаю тибетские песни, но с тех пор я стал их слушать и обращать внимание на то, о чем в них поется. Много песен повествуют о вырождении тибетского языка и письменности в Тибете, о том, как они выходят из обихода и о многих других печальных вещах. Он также до самого последнего времени обусловливал исследовательские интересы ученых.

На самом деле, только с конца х гг. С тех пор много публикаций и исследований увидело свет, в результате чего важность бона и Шанг-Шунга в тибетской культуре стала восприниматься более уравновешенным образом. Именно в этом контексте нам следует рассматривать выдающуюся работу Чогьяла Намкай Норбу. Первое, что необходимо сказать о ней, это, на мой взгляд, то, что она представляет очень необходимый труд, главным образом для тибетского народа.

Когда ему исполнилось двадцать шесть лет, его вернули обратно к людям. Благодаря силе нечеловеческих существ, он мог сказать, какое божество или дух населял данное место, какую пользу или вред они могли причинить, и какие ритуалы для подношения и для отправки ритуальных объектов было бы хорошо совершить. Хотя в династических историях, которые охватывают период от Нятри Ценпо до двадцать шестой династии Тридже Тогцена Khri-rje Thog-btsan , ничего не говорится о боне, за исключением того, что он правил страной, очевидно, что распространение бона в Тибете началось именно оттуда.

Несмотря на это, бонцы того времени — помимо [ритуалов для] подавления вредных духов внизу, ритуалов поклонения божествам праотцев вверху и ритуалов защиты домашнего очага посредине — не имели определенного философского воззрения. В некоторых религиозных и династических историях говорится, что распространение бона началось со времен Тригума Ценпо Gri-gum bTsan-po. Эти [традиции] также известны как Бон причины [и] Черные воды.

Вторая [трансформация], Полученный бон: Один из них в результате практик Гекхо Ge-khod , Кхьюнг Khyung и Божества огня [Me lha], показал силы перемещения по воздуху верхом на барабане, обращение с раскаленным железом, резание железа птичьими перьями и т. Один из них, практикуя Джу тхиг Ju thig , Лха ка lHa ka [sic] и гадания на лопатке [sog dmar] мог отличить хорошее от плохого. До их прихода у бона не было никаких определенных философских воззрений, но с тех пор закрепились бонские философские воззрения, о которых говорится, что они представляют собой смесь, полученную из экстремистских шиваитских учений.

Третий аспект Преображенного бона троичен. Говорится, что первое преображение произвел Пандита Шамтаб Нгёнпочен Pandita Sham-thabs sNgon-po-can , который смешал буддийские учения с бонскими, сокрыл их все и затем сам их извлек на свет. Поскольку царь его наказал, он разгневался, присоединился к бонцам и преобразил в бон некоторые из учений Татхагаты. Когда царь услышал об этом, он приказал обезглавить всех тех, кто преобразил в бон учения Татхагаты.

Так как упало много голов, бонцы устрашились и сокрыли в тайных местах преобразованные тексты, включая неполные тексты. Впоследствии сокрытые тексты увидели свет, и было сказано, что они являются бонскими текстами-сокровищами [gter-ma].

Позднее он извлек их, претворившись, что он открыл их.

История архивоведческой мысли. Учебник Т. И. Хорхордина

Скачать История архивоведческой мысли. Какой формат книги выбрать: Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете.

Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне? Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг. В какой программе открыть файл PDF? Учебник" вы можете приобрести дешево в одном из интернет-магазинов, представленных на нашем сайте.

Кроме покупки нужного издания вы можете сравнить, где можно его купить и по каким ценам, также важным будет изучить особые предложения и стоимость доставки в интернет-магазинах для вашего региона. Запрещено копирование материалов сайта без активной ссылки на страницу.

Комплексный учебник представляет собой целостное изложение развития архивоведческой мысли в России, связывающее в единое целое архивную теорию, историю и практику. Обобщение громадного материала позволило по-новому поставить вопрос о периодизации истории российского архивного дела.

Впервые освещается вклад выдающихся историков и архивоведов в развитие архивоведческой мысли. Для историков, историков-архивистов, документоведов, культурологов и всех, кто интересуется историей Отечества и документального наследия России. Работает в городах страны. Select rating Give Хорхордина Т.: Select rating Give Вадим Парсамов: Платим за полезные отзывы!

Знаменитая Алиса в деталях. Скачать История архивоведческой мысли. Какой формат книги выбрать: Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете.

Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне? Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг. В какой программе открыть файл PDF? Она доступна для скачивания на сайте adobe. Разделы Бизнес-книги Детям и родителям Нехудожественная литература Учебная литература Деловая литература.

Отраслевой бизнес Экономика Финансы. Делопроизводство Книги для родителей Познавательная и справочная литература Домашний круг Компьютерная литература Религии мира Путешествия. Спорт Календари, нетекстовые издания, словари, общие справочники Публицистика Изучение языков мира Научная и техническая литература Медицинская литература Общественные и гуманитарные науки Искусство.

Свежие записи История архивоведческой мысли.

Краткая история стран Балтии Андрейс Плаканс

Финляндия — Финляндская Республика, гос во на С. Швед, название Finland страна охотников от fin др. Прибалтика — Современная Прибалтика: Мировой финансовый кризис — — Содержание 1 Истоки и причины 1.

Валентин Ежов, Андрей Михалков Кончаловский. Очерки Вячеслав Шишков. Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Другие книги схожей тематики: Американскому профессору, родившемуся в Латвии, А. Плакансу… — Весь Мир, формат: Плакансу… — Весь мир, формат: И географическая близость, и события прошлого и, самое главное, во многом общее… — Весь мир, Национальная история Подробнее Экспорт словарей на сайты , сделанные на PHP,.

По моим воспоминаниям, советское правительство до последнего пыталось поддерживать там более высокий уровень жизни, чем в центральной России. Но это, наверно, единственное замечание к книге. Я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта, даю согласие на обработку перс. Подарки к любому заказу от р. Вступить в Лабиринт У меня уже есть код скидки. Здесь будут храниться ваши отложенные товары. Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии!

Вступить в Лабиринт У меня уже есть аккаунт. Ваша корзина невероятно пуста. Не знаете, что почитать? Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события. Сумма без скидки 0 р. Вы экономите 0 р. К этому товару вы получите подарок! Пять детских книг в классной сумке. Забирайте заказы без лишнего ожидания. Краткая история стран Балтии На складе. Аннотация к книге "Краткая история стран Балтии" Впервые в серии появляется книга не об одной стране, а сразу о трех.

Зимарин Олег Александрович , Михайлова Ю. Купив эту книгу сегодня, вы сможете выбрать себе подарков на р. Об истории — популярно. Июнь 4 рец. Шпионы против разведчиков 2 рец. Октябрь 5 рец. Ноябрь 4 рец. Певец на троне 2 рец. Июль 1 рец. Иллюстрации к книге Андрейс Плаканс - Краткая история стран Балтии. Рецензии и отзывы на книгу Краткая история стран Балтии. Новые рецензии Дата Рейтинг ds Волынью - землёй, примыкавшей к Литве с юга был удостоверен двадцатью одной подписью литовских князей смогла так легко завоевать славянские земли которые называются слабыми, маленькими и отсталыми ; - языковая ситуация в ВКЛ описывается очень странно - литовский язык доминировал до XVI в.

Почему на этом же языке были написаны основные законы - Статуты ВКЛ , и гг. Второй Статут ВКЛ датируется годом вместо - путаница в именах и географических названиях: Современные беларуские города на всех картах именуются современными названиями. С названиями рек тоже не пойми что: Неман - на всех картах, но при этом: Даугава на одних и в тексте и Зап.

Двина - на других, и т д. Отлично издана, что вообще характерно для книг этой серии, несколько карт, которые здорово помогают при чтении, особенно глав, посвященных Средним векам. Каждая глава начинается с маленькой, на половину листа, но очень уместной и стильной иллюстрацией глава о - гг. Автор рецензии покупал эту книгу в Лабиринте.

Все отзывы и рецензии 5. Русские и освоение Евразии. Русский Север, Сибирь и южные рубежи 1 фото. Забытая победа 1 фото. Белый и крассный террор 1 фото. Первая тяжелая конница степей 2 фото. Лучшие воины в истории. Триумфальные открытия и достижения времен Парацельса и Галилея. Тайна древнейшей протославянской письменности. Винчанское письмо 1 фото. Последние дни русской аристократии 5 рец.

Мир в XX веке: Книга 2 1 фото. Правда о покушениях на Александра III 1 фото. Из истории петербургской культуры 1 рец. Похожие на "Краткая история стран Балтии". История России с иллюстрациями.

Гром среди ясного неба. Вашингтонская история Саттон Генри, Джей Дайс

Джек Митчелл Обнимите своих клиентов. Лёгкий и красочный язык произведений обращён непосредственно к воображению ребёнка. Это тебе очень поперло, что забрела и явно нарушает общественный беспорядок.

Военная агентурная разведка. История вне идеологии и политики Владимир Соколов

Владимир Соколов Другие книги схожей тематики: История вне идеологии и политики Во времена бывшего СССР, на нынешних постсоветских просторах издано много литературы о разведке. К сожалению, "валовые" авторы пишут о разведке… — Центрполиграф, формат: Твердая бумажная, стр.

Лазерсон, Илья Исаакович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лазерсон Илья Исаакович Род деятельности: Шеф повар, телеведущий, радиоведущий Дата рождения: Цветков, Сергей Эдуардович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Цветков, Сергей Эдуардович род. Дмитрий Гордевский, Яна Боцман Псевдонимы: Александр Зорич Дата рождения: Перфилова, Наталья Анатольевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см.

Наталья Анатольевна Перфилова Место рождения: Александр Зорич — Эту статью следует викифицировать. Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. A vid R eaders. Добавить Читаю Хочу прочитать Прочитал. История вне идеологии и политики Соколов Владимир Н.

О книге "Военная агентурная разведка. История вне идеологии и политики" Во времена бывшего СССР, на нынешних постсоветских просторах издано много литературы о разведке. На нашем сайте вы можете скачать книгу "Военная агентурная разведка. История вне идеологии и политики" Соколов Владимир Н. Подборки книг Влюблённые разного возраста. Книги про одиноких людей. Первые книги известных писателей. Похожие книги Часть Европы.

От истоков до монгольского нашествия. Из третьего мира - в первый.

Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали М. Оссовская

Между тем огромное множество одинаковых конформистов могло бы очень легко добиться гармонии межчеловеческих отношений в обществе. Конфликты между людьми и группами считаются отрицательным явлением с точки зрения гармонии именно такого рода. В этих рассуждениях М. Оссовской выражена точная по существу и важная в воспитательном плане мысль: Как видим, творчество М. Одной из наиболее ярких и плодотворных сторон его являются исследования по истории морали и этики, основные результаты которых представлены в данном сборнике.

В сборник вошли две крупные работы М. Статья об этике борьбы ставит вопрос об изменениях в межчеловеческих отношениях, которые обусловлены идеологизацией общественной жизни империалистических государств. Предмет, которым занимается М. Оссовская в названных работах и который можно обозначить как научный анализ реальных нравственных процессов в их историческом развитии, представляет для этики в частности, для советской этики х годов первостепенную—и теоретическую, и нормативную—актуальность.

Сегодня, кажется, все согласны с тем, что этика есть наука о морали нравственности. Но вопрос о том, что представляет собой нравственность, остается невыясненным; речь идет не о теоретическом определении хотя и здесь много спорных проблем , а об установлении эмпирических границ, фиксации качественного своеобразия явления.

Парадокс, обнаружившийся в творчестве Оссовской, вообще свойствен развитию этики, и он состоит в том, что этика смело рассуждает о сущности морали, но не умеет вычленить ее как эмпирическое явление. Нравственность образует такую область действительности—область межчеловеческих отношений,—которую нельзя идентифицировать без апелляции к терминам морального сознания. Однако моральное сознание не является надежным путеводителем в мире ценностей, ибо оно не только выражает, но весьма часто, а в определенных социальных условиях как правило—искажает действительный ценностный смысл поступков, отношений; без предварительной критики оно не может стать эмпирическим основанием науки.

Увы, зеркало морального сознания—кривое зеркало. И это не единственная трудность, препятствующая тому, чтобы нравственность из обыденного факта стала фактом науки. Другая, еще более фундаментальная трудность связана с тем, что область реальной нравственности практически безгранична; нет такой сферы общественной и личной жизни, которая не становилась бы предметом моральной оценки и регуляции.

Понятия доброго и злого, справедли-. В этом смысле мораль вездесуща, повсюдна, она соприсутствует во всем многообразии человеческой деятельности и потому необъятна. Далее, будучи разлитой по всей ткани общественных отношений, находясь везде, она в то же время не имеет собственной предметной сферы бытия; мораль не локализована в социальном времени и пространстве, хотя бы наподобие того, как локализованы однопорядковые с ней искусство, религия, право.

Есть, следовательно, много причин, в силу которых этике трудно встать на твердую почву исторических фактов, и она до настоящего времени еще не встала на нее. На первоначальном этапе развития философия имела непосредственные контакты с эмпирической действительностью; в обоснование своих выводов она ссылалась на простую, всем доступную очевидность.

Однако по мере развития наук и форм культуры ее фактическая база стала более строгой, систематизированной, а связь с общественной практикой—опосредованной. Между философией и действительностью возникла средняя, связующая зона конкретных областей знания и культуры: Из всех философских наук, пожалуй, только одна этика осталась на первоначальном уровне философствования и связана с нравственной реальностью прямо, без посредствующих звеньев, вынужденная довольствоваться субъективными и по неизбежности случайными наблюдениями.

Действительность входит в этику в ее поверхностном, дилетантском восприятии, как житейская мудрость, здравый смысл. Она входит в нее в виде отдельных примеров, случайных наблюдений, т. Ведь общественная жизнь, как подчеркивал В. Ленин, так сложна, многообразна, запутанна, что в ней всегда можно подобрать любое количество примеров для доказательства любого. Примеры в этике, даже если их очень много, ничего не доказывают. Отсюда ясно, как важны для развития философской этики области знания, призванные упорядочить, систематизировать, научно документировать реальные нравственные явления, сложный и на первый взгляд необъятный мир общественных нравов.

Среди таких, все еще формирующихся областей знания одно из важнейших мест наряду с психологией морали, моральной педагогикой занимает как раз история нравов. Вопрос об эмпирическом основании этики, в частности о ее исторических корнях, имеет также важное практическое значение. В ходе своего развития социалистическая нравственность по-разному относилась к нравственному опыту прошлого, периоды радикального отрицания сменялись периодами целенаправленного заимствования. Так, если говорить о развитии социалистической нравственности в СССР, то первоначальное отношение к нравственному опыту предшествующей истории было более или менее отрицательным.

Тогда как начиная с х гг. Чем объяснить такой переход от конфронтации к компромиссу? И что в данном случае предпочтительней: Признавая необходимость бережного отношения к нравственному опыту прошлого, можем ли мы утверждать, что древность в этой области является свидетельством высокого качества? В сфере морали старое действительно часто бывает лучше нового.

К примеру, такие феномены общественных нравов, как потребительство, вещизм, спекуляция, для нашей страны сравнительно новы; однако они характеризуются нравственным сознанием негативно, и в противовес им оно апеллирует к старым, вековечным нормам доброты и справедливости.

Может быть, нравы что вино: Так, взятка и другие злоупотребления служебным положением, без искоренения которых не может быть речи о здоровой социальной атмосфере, являются весьма старыми спутниками российской государственности. Что же считать в области морали старым и что новым? Для ответа на эти и многие другие злободневные вопросы нравственного воспитания, помимо всего прочего, необходимо знать, каковы общая историческая тенденция развития нравов, механизмы перехода от одной системы ценностей к другой, конкретные формы их взаимодействия.

Такие знания можно почерпнуть только из изучения истории нравов, один из. Оссовской по истории морали ценны как методологией подхода, так и конкретными выводами. Что касается методологии, то здесь, на наш взгляд, наибольший интерес вызывает проблема отбора, говоря точнее, критерий систематизации материала. Нравы, тем более если речь идет о ряде эпох и многих народах, необъятны по объему и различны по ценностному значению.

Чтобы их охватить, необходимо ввести существенные ограничения и, самое главное, теоретически организовать. Исследование, которое имеет целью просто описание нравов, но не ставит его заранее в связь с определенной теоретико-нормативной позицией, будет иметь, конечно, историческую ценность, но вряд ли этическую.

Таковы, например, всесторонние описания быта определенных эпох или слоев населения, наподобие известной истории римских нравов Л.

Однако, желая избежать одной опасности, легко впасть в другую, когда изучение истории нравов оказывается простой иллюстрацией заранее известных выводов. Примерами такого рода изобилует, в частности, советская этическая литература; можно сослаться на попытки эмпирически обосновать качественное различие рабовладельческой и феодальной морали, показать, что переход от первобытной эпохи к классовой цивилизации был прогрессом также и в нравственном отношении. Не затрагивая сейчас вопроса о верности или неверности этих утверждений самих по себе, укажем лишь на один поразительный, просто парадоксальный факт: Разве это не является типичным выражением философского схематизма и идеологической скованности мышления?

Оссовская удачно минует обе опасности—и непроходимые топи голого эмпиризма, и тупую пред заданность догматизма. Она исследует моральные нормы, оставляя в стороне вопрос об их практическом воплощении; вернее, исследует нормы и лишь те поступки, которые соответствуют этим нормам, санкционируются ими. Такое сужение предмета, необходимое для охвата нравственной реальности в широких исторических пределах, оправдано еще и тем, что в.

Оссовская вводит еще одно ограничение: Личностный образец—важное понятие социологии культуры, в разработку которого важный вклад внесла сама М. Оссовская,—является ключевым в проводимых ею исследованиях добуржуазной и буржуазной морали, которые можно было бы обозначить как историческая социология морали и—даже более широко—нравов.

Такое основанное на теоретических соображениях предварительное ограничение предмета до личностного образца по преимуществу в его нравственном аспекте оказывается еще недостаточным для осуществления описательной работы.

Зависят ли они от географических, этнических или иных пространственных характеристик человеческих сообществ или обусловлены исторически? Оссовская однозначно решает в пользу марксистского историзма. По мере развития человека и общества меняются личностные образцы, моральные идеалы. Но как часто, в какие временные отрезки—с каждым новым поколением людей, с каждым столетием или, может быть, с каждой новой экономической формацией?

Или, говоря по-другому, какова та решающая историческая причина, которая обусловливает внутренние границы, тип, качественные характеристики личностного образца? Оссовская не формулирует явного ответа на этот вопрос, но он однозначно прочитывается в ее разработках по истории нравственности: Ее исследования по истории морали без всякой натяжки можно соотнести с фундаментальной мыслью К. Маркса о трех качественных типах общественных отношений в истории: Личная независимость, основанная на вещной зависимости,—такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций.

Советская этическая литература при анализе истории нравственности руководствуется главным образом представлением о пяти последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формациях и соответственно этому выделяет пять качественно различных систем нравственности. В ней не получила достаточного отражения идея К. Маркса, согласно которой вся добуржуазная эпоха, включающая первые три общественноэкономические формации, однородна в том отношении, что для нее характерна общественная связь, основанная на личной зависимости.

Тем более ценна работа М. Оссовской, показавшая, что в общественном сознании всей добуржуазной эпохи превалировал один и тот же— аристократический—личностный образец, один и тот же—рыцарский—этос, на смену которым пришли буржуазный, мещанский личностный образец и буржуазный, мещанский этос.

Добросовестное описание этих образцов, их исторических вариаций и национальных модификаций и составляет содержание двух основных работ М. Оссовской, представленных в данном однотомнике. Эти исследования могут рассматриваться не только как иллюстрация Марксовой идеи, но и как одно из специальных доказательств ее истинности. Таким образом, научный опыт М. Оссовской показывает, что исследование истории нравов является эмпирическим исследованием, но в теоретически заданных и осмысленных рамках, которые в конечном счете определяются социально-философскими установками автора; но сами теоретические рамки при этом следует понимать не как оградительную сеть, выход за пределы которой карается суровым штрафом, не как безусловные формулы, а скорее как общие, намеченные пунктиром контуры, как гипотезы, которые должны получить подтверждение в ходе самого эмпирического анализа.

Этот вывод является важным аргументом в нерешенном споре о научном статусе этики, соотношении ее эмпирических и философско-теоретических разделов. Методологическая ценность работ М. Оссовской подтверждается плодотворностью содержащихся в них конкретных этических обобщений.

Рассмотрим некоторые из них, на наш взгляд, самые важные. Основной итог проведенных М. Оссовской исследований по истории нравов состоит, несомненно, в выделении двух личностных образцов—рыцарского и мещанского.

Аристократический этос держится на презрении к труду ради заработка, в особенности к физическому труду; для мещанского этоса, напротив, характерно трудолюбие, становящееся даже самоцельным.

В первом случае мы видим риск, широкий жест, великолепие, во втором— осторожность, недоверие, приземленность. В первом случае—расточительную щедрость, во втором— бережливость, скупость. Для аристократии характерно стремление к славе, непомерное честолюбие, буржуазия же стремится к безопасности, надежности существования.

Аристократический образец имеет личностную форму, его носителем может быть только человек благородного происхождения; основой основ этого образца является убеждение, что честь и достоинство личности выше любых материальных благ, самой жизни. Мещанский личностный образец, если можно так выразиться, безличен.

Он переносит акцент с личности на эффективность ее действий; богатство и польза рассматриваются как показатели нравственного достоинства человека или, как считает Б. Мещанский личностный образец получает преобладание в общественном сознании только в Новое время, с развитием капитализма. Но это вовсе не означает, что он только в это время и появляется.

Он столь же древен, как и те средние социальные слои, мелкие собственники, условия жизни которых в нем идеализируются. Есть более древние, чем басни Эзопа описания такой морали. Нормы мещанской мещанской в социологическом, историческом, а не ценностном содержании этого термина морали, ориентированные на бережливость, трудолюбие, самоограничение, осмотрительность и т.

В Новое время они просто выходят на передний план, перемещаются в. Соответственно, потесненный и низвергнутый аристократический идеал совершает движение в обратном направления—с центра перемещается на периферию. Развитие в области морали отчасти совершается по принципу калейдоскопа, когда один и тот же состав элементов дает каждый раз новую картину благодаря их различному сочетанию.

Неверно, конечно, думать, будто в мире моральных норм не появляется ничего нового. Появляется, хотя и не столь обильно, как принято считать. Однако борьба вновь возникших норм со старыми, традиционными нормами отнюдь не исчерпывает содержания процесса нравственного развития, в том числе в его восходящей, прогрессивной тенденции.

В наиболее напряженные моменты эта борьба носит бескомпромиссный характер. Смена господствующего личностного образца в общественном сознании происходит не путем плавного перехода, а в форме решительного отрицания. Буржуазный образец личности находится в резкой конфронтации с аристократическим идеалом, он, собственно, и формируется путем сознательного отрицания последнего: Такое отношение является вполне естественной защитной реакцией только что возникающей и потому по неизбежности еще слабой буржуазной морали.

И только по мере того, как она укрепляется, становится господствующей в общественном сознании, меняется отношение к рыцарской морали прошлого: Победившая буржуазия стремится придать своему социальному облику аристократический лоск. Купец хочет стать к тому же еще и джентльменом. Почему бы нет, если теперь это не вредит его положению, не мешает бизнесу, не унижает достоинства? Отношение буржуазного личностного образца к аристократическому, которое в талантливом изображении М.

Оссовской выглядит как движение от отрицания и конфронтации к заимствованию и компромиссу, является, по-видимому, вообще характерной особенностью борьбы нового со старым в морали. В этой связи интерес представляет вопрос об условиях наиболее плодотворного, эффективного усвоения нравственных ценностей прошлого.

Можно отметить два момента. Во-первых, сами ценности отрываются от первоначальной узкоклассовой, исторически ограниченной основы и раскрываются в своем общечеловеческом содержании. Бережливость как нормативная установка выражает одну из характерных особенностей образа жизни мелких собственников, исторически она связана с первоначальным капиталистическим накоплением.

В таком виде она может рассматриваться скорее как порок, чем добродетель. Бережливость, однако, изменчива и обнаруживает такие грани, которые вообще ие связаны с накопительством и выражают уважение к человеческому труду в этой связи вызывает интерес и содержит большой воспитательный потенциал проводимое М.

Оссовской различение бережливости по отношению к деньгам и по отношению к вещам ; в этом качестве она входит в общечеловеческий нравственный фонд. Во-вторых, заимствуемые ценности включаются в качественно новую систему морали и в зависимости от этого приобретают новые значения.

Ясно, что хотя речь здесь идет. Оссовская рассматривает историю морали в прямой сопряженности с историей этики. Традиционно эти процессы рассматриваются в изолированности друг от друга, и такой взгляд, к сожалению, получил широкое распространение в советской литературе. В ее работах было впервые предложено и научно обосновано понятие "нормативный образец личности", которое и поныне играет огромную роль в исследованиях по социологии культуры и которое, как мы увидим, во многом предопределило плодотворность ее исследований по истории нравов.

Оссовской началась вскоре после окончания ею философского факультета Варшавского университета, где ее учителями были известные представители "Львовско-варшавской школы" - В. Первоначально ее интерес был обращен к вопросам аксиологии, затем - к семантике.

Семантические исследования, которые послужили основанием присуждения ей в г. Оссовская уделяла особое внимание анализу понятий и уточнению терминов, считая, что это дает возможность вычленить реальные проблемы и отбросить псевдопроблемы.

Однако главной целью своей научной деятельности, а по словам хорошо ее знавших польских философов, даже главной целью своей жизни М. Оссовская считала исследование морали. Этика была средоточием ее научных интересов, можно сказать - призванием. Уже в годы гитлеровской оккупации, активно участвуя в движении Сопротивления, М. Оссовская руководила подпольным семинаром по проблемам морали. Оссовская была удостоена Государственной премии 1-й степени. Свою основную задачу в области этики М.

Оссовская видела в том, чтобы создать науку о морали, которая была бы столь же строгой и авторитетной, как другие науки. Она считала, что явления морали следует изучать "таким же образом, как ботаник изучает растения, а специалист в области языкознания изучает язык" См.: Необходимо, полагала она, выделить явления морали в "чистом виде", отделить их от искаженного воздействия оценочного момента; объективность этического анализа отождествляется с ценностной нейтральностью.

В таком подходе мы видим влияние идей неопозитивизма, в той или иной степени обнаруживающееся на всех этапах творчества М. Оссовской; однако это влияние она постоянно преодолевала конкретными результатами своих исследований, и в исторических работах от позитивизма остался, пожалуй, только стиль рассуждений, который, впрочем, имеет и свои достоинства, связанные прежде всего с высокой логической культурой.

Для реализации поставленной перед собой цели М. Оссовская наметила исследовать три группы проблем. Теория морали, которая в зарубежной этической литературе получила название метаэтики.

1 2 3 4 5